Одним из элементов системы ГРМ являются клапаны. Они отвечают за регулировку подачу воздуха или смеси воздух+топливо в цилиндры и выпуск процессов горения. Газораспределительный механизм, в зависимости от расположения клапанов, может быть, как нижнеклапанным, так и верхнеклапанным. В современных автомобилях вариант расположения клапанов внизу практически не встречается. Клапаны, простые по своей конструкции, достаточно износостойки, прочны и выдерживают высокие нагрузки.
Клапан состоит из нескольких частей: тарелки, стержня, фаски, кромки тарелки, торца стержня, выточки под сухари, седла.
В зависимости от назначения они бывают:
- Впускными, отвечающими за подачу смеси в систему. В своей конструкции для лучших рабочих свойств имеют тарелку достаточно большого диаметра, их стержень цельный.
- Выпускными, отвечающими за отвод отработанных газов работы двигателя. Стержень выпускных клапанов полый, с расположенным внутри натрием. Благодаря этому, конструкция, выполненная из жаропрочного металла, охлаждает клапан.
Основными причинами, которые приводят к преждевременной замене клапанов, являются прогорание и деформация. К деформации приводят такие факторы, как езда в автомобиле на максимальных оборотах постоянно, заправка некачественным топливом, нарушение теплоотвода вследствие неграмотно отрегулированного зазора и другие.
Перед заменой клапанов головка блока цилиндров ГРМ разбирается. Сначала демонтируется ГБЦ, далее распределительный вал. Свечи зажигания во избежание их повреждения выворачиваются. Особое внимание при замене клапанов ГБЦ уделяется седлу клапана. Оно осматривается на наличие прогаров и раковин, которые удаляются борфрезой при их глубине. Этот процесс требует кропотливости, иначе можно снять значительный слой металла или, интенсивно нажимая на борфрезу, снять недостаточно, перегрев клапан.
Процесс замены клапанов головки блока цилиндров – кропотливый процесс и требует высокой квалификации.