Гильзовка/расточка блоков цилиндров

Когда двигатель подлежит капитальному ремонту, то одними из процессов, выполняемых при этом, являются расточка и гильзовка блока цилиндров. При расточке цилиндра дефекты, выявленные на его стенках, устраняются с помощью удаления слоя металла с его стенок. Далее происходит установка ремонтного поршня с ремонтными поршневыми кольцами.

Гильзовка применяется в следующих случаях:

·         Расточкой невозможно удалить дефекты стенок цилиндра;

·         В случаях, если производителем не предусмотрено установка поршней ремонтного размера

·         Цилиндр расточен в предыдущий раз до максимально допустимого размера.

 

Процесс гильзования – сложный процесс. Для его проведения требуются как специальное профессиональное, так и высокие профессиональные навыки специалистов.

Даже втулки блока также должны отвечать основным требованиям:

- высокая стойкость к коррозионным изменениям;

- стойкость к высокотемпературным нагрузкам и механическому воздействию;

- материал, из которого изготовляется втулка, должен быть прочным.

При выборе втулок высокое значение также имеют их эллипсность, конусность и толщина стенок, а также размер допуска для расточки гильзы после установки.

Процесс гильзовки может применяться абсолютно к любому типу двигателя, в том числе и частично, когда производится замена только изношенных втулок. Перед тем, как принять решение о том, какое количество их будет заменено, они все проверяются с помощью нутрометра. Частичная замена втулок производится при использовании «мокрой» гильзы, когда БЦ изначально гильзован заводом-изготовителем.

Когда блок изначально негильзован, то применяется так называемая «сухая» гильза. В случае, если БЦ сделан из чугуна, то туда будут установлены втулки, сделанные из легированного чугуна. Для блока цилиндров, изготовленных сплавов – на основе алюминия. Для создания устойчивого покрытия в состав сплавов, из которых состоят втулки, могут вводиться дополнительные компоненты.

При использовании «сухой» гильзы в начале процесса производится расточка цилиндров с соблюдением точной геометрии гнезд для гильз. Этот процесс достаточно кропотливый и требует высокой квалификации у специалиста, т.к. поршни и кольца, например, не смогут правильно работать при эллипсности готового цилиндра.

Процесс выглядит следующим образом:

·         Прогрев БЦ до температуры 150 0С;

·         Охлаждение гильзы с помощью жидкого азота перед установкой;

·         Обработка гильзы средством, препятствующий образованию конденсата холодной втулки в горячий БЦ при установке;

·         Установка втулки в посадочное гнездо.

При установке «сухой» гильзы достигается максимальное качестве готовой работы. Посадка более плотная, а натяг места соприкосновения гильзы с блоком – достаточный. Вхождение втулки в посадочное гнездо получается легким, с применением легкого постукивания или под собственной массой.